самое интересное еще
не произошло.
Предстояли еще и "малый ход вперед", и "самый малый ход вперед", и
"стоп", и "задний ход", и "самый малый задний", и еще множество
увлекательнейших вещей, известных мальчику в совершенстве.
Пристань удалялась, становилась маленькой, поворачивалась.
Пассажиры, которых вдруг оказался полон пароход, столпились,
навалившись на один борт. Они продолжали махать платками и шляпами с таким
горячим отчаянием, словно отправлялись бог весть куда, на край света, в то
время как в действительности они уезжали ровным счетом на тридцать верст по
прямой линии.
Но уж таковы были традиции морского путешествия и горячий темперамент
южан.
Главным образом это были пассажиры третьего класса и так называемые
"палубные", помещавшиеся на нижней носовой палубе возле трюма. Они не имели
права находиться на верхних палубах, предназначенных исключительно для
"чистой" публики первого и второго классов.
Петя увидел папу и Павлика на верхней палубе. Они азартно махали
шляпами.
Тут же находились капитан и весь экипаж корабля: старший помощник и два
босых матроса. Из всей команды только капитан и один матрос занимались
настоящим делом управления пароходом. Старший помощник и другой матрос
продавали билеты. С разноцветными рулонами и зеленой проволочной кассой,
вроде тех, что чаще всего бывают в пекарнях, они обходили пассажиров, не
успевших купить билеты на пристани.
Капитан отдавал команду, расхаживая поперек палубы - между двумя
мостиками на крыльях парохода. В это время матрос на глазах у изумленных
пассажиров смотрел в медный котел большого компаса и крутил колесо штурвала,
изредка помогая себе босой ногой. При этом штурвал невероятно скрипел и
гулевые цепи с грохотом ползли взад и вперед вдоль борта, каждую минуту
готовые оторвать шлейфы у неосторожных дам.
Пароход шел задним ходом, медленно поворачивая.
- Право на борт! - не обращая ни малейшего внимания на пассажиров,
почтительно обступивших компас, кричал капитан рулевому хриплым, горчичным
голосом обжоры и грубияна. - Право на борт! Еще правей! Еще немножко! Еще
самую чуть-чуть! Хорошо. Так держать.
Он перешел на правый мостик, открыл крышечку рупора, труба которого
была проведена вниз, и постучал ногою по педали. В недрах пакетбота
раздалось дилиньканье колокольчика. Пассажиры с уважением подняли брови и
молчаливо переглянулись. Они поняли, что капитан позвонил в машинное
отделение.
Что делать? Бежать на мостик смотреть, как будет говорить капитан в
рупор, или оставаться возле матроса и компаса? Петя готов был разорваться.
Но рупор перевесил.
Мальчик схватил Павлика за руку и поволок его к мостику, возбужденно
крича не без тайного намерения поразить двух незнакомых, но прекрасных
девочек своей осведомленностью в морских делах:
- Смотри, Павлик, смотри, сейчас он будет говорить в рупор: "Передний
ход".
- Малый ход назад! - сказал капитан в трубку.
И тотчас внизу задилинькал колокольчик. Это означало, что команда
принята.
7 ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
Вот уже и Аккерман скрылся из глаз.