Катаев Валентин Петрович
(1897—1986)
Проза
Биографии и мемуары

93

что лекция будет бесплатной, похолодел.

        — Позвольте, позвольте… — бормотал он.

        — Нет уж, вы позвольте, — сказал путешественник.

        — Да, но сметой епархиального училища не предусмотрена лекция… — продолжал бормотать папа. — И я надеюсь…

        — И не надейтесь, — сказал путешественник внушительно. — Каждый труд, милостивый государь, должен быть оплачен, особенно труд путешественника. В противном случае — к мировому!

        — Но вы меня ставите в ложное положение, — вибрирующим голосом сказал папа. — Я буду принужден заплатить вам из своего кармана.

        — И прекрасно! — жизнерадостно воскликнул Яковлев, и я впервые увидел улыбку на его вогнутом лице. — Не возражаю. Могу эти деньги засчитать в погашение моего долга за комнату…

        — Милостивый государь! — воскликнул папа, что было признаком его сильнейшего негодования. — Милостивый государь! Я полагаю, что человек науки не делает из этого средство наживы. Во всяком случае, так джентльмены не поступают.

        — Очень возможно, — ответил Яковлев, продолжая гнусно улыбаться. — Но я всегда поступаю именно так, хотя и считаю себя джентльменом.

        Что оставалось папе?

       

        …Через месяц известный путешественник освободил комнату и, ничего нам не заплатив, погрузил свой клетчатый чемодан на извозчика и, поражая прохожих своей черной крылаткой и тропическим пробковым шлемом, отбыл на другую квартиру.

       

        …а может быть, и на другой континент…

       

Церковное вино

       

        …вижу круглый крахмальный манжет, высунувшийся из рукава длинного сюртука регента, вижу в его тонких пальцах маленький стальной камертон, издающий приятный, как бы разрешающий все сомнения звук какойто основной, главной ноты, по всей вероятности «до», и согласное пение хора мальчиковгимназистов на клиросе нашей гимназической церкви во имя святого Алексея, ангелахранителя наследника цесаревича Алексея, маленького сына государя императора, будущего владыки Российской империи.

        Божьи храмы имелись не только в приходах, но и при некоторых учреждениях, иногда и в частных домах богачей, особняках, так называемые «домовые церкви».

        Иметь собственную церковь в собственном доме считалось признаком высшей степени богатства и благочестия.

        Были собственные домовые церкви и в некоторых учебных заведениях.

        В императорском Новороссийском университете была собственная церковь, в семинарии, в кадетском корпусе — то же самое.

       

        …— Где вы собираетесь стоять пасхальную заутреню?

        — В университетской церкви.

        — Где состоится свадьба?

        — В университетской церкви.

        — Где вы говеете?

        — В университетской церкви.

        Ходить в университетскую церковь считалось весьма шикарным. Это было признаком хорошего тона.

        Туда ходили «на двенадцать евангелий», там назначались любовные свидания.

        После того как собственная церковь с освященным алтарем открылась в нашей гимназии, мы тоже как бы поднялись на высшую ступень общественной лестницы, хотя гимназия наша до сих пор считалась далеко не из лучших; она помещалась на бедной Новорыбной улице и частью окон выходила на Куликово поле и на вокзал, и в ней получали образование главным образом дети железнодорожников, конторских служащих, иногда даже оберкондукторов или контролеров, что у некоторых

 

Фотогалерея

Kataev photo 12
Kataev photo 11
Kataev photo 10
Kataev photo 9
Kataev photo 7

Статьи








Читать также


Поиск по книгам:



Рассказы, фельетоны
Голосование
Рейтинг произведений Валентина Катаева.


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту